Каждый бизнес – независимо от отрасли – стремится в топ выдачи Google и Яндекс.
Маркетологи изобретают новые стратегии продвижения. Каждая уважающая себя российская клиника открывает свой сайт в интернете, и конкуренция по популярным целевым запросам становится все жестче. В наших реалиях SEO – не роскошь, а условие выживания бизнеса.
Это может звучать как клише, но поисковая оптимизация сайта по-прежнему остается самым эффективным инструментом маркетинга с высокой окупаемостью инвестиций.
Некоторые владельцы клиник до сих пор задаются вопросом: «Поможет ли SEO увеличить посещаемость? Уместна ли поисковая оптимизация в здравоохранении вообще?»
Отвечаем на оба вопроса большими жирными буквами: ДА!
Чтобы развеять сомнения, давайте взглянем на статистические данные:
· 1 из 3 жителей планеты пользуется мобильным телефоном или планшетом, чтобы подобрать клинику (врача) через Интернет
· Около 58% клиник и частнопрактикующих врачей в мире ведут блоги; в остальных сферах блоги для продвижения использует 74% субъектов
· Свыше 62% пользователей смартфонов регулярно собирают медицинскую информацию в Интернете
· До 75% пациентов приходят в клиники через поисковые системы
Таковы мировые показатели. Да, для российской действительности многие из этих цифр звучат оптимистично, но с каждым годом люди все глубже уходят в Сеть.
Если сегодня ваш стоматологический кабинет посещают по советам знакомых, то несколько лет спустя лучшим советчиком станет Google.
SEO для продвижения клиники и врачебного кабинета
Можно сколько угодно спорить об этике, но в условиях коммерческой медицины клиника – это уникальное место, где предлагают здоровье. Если вы игнорируете маркетинг, значит вам все равно, получат ли люди этот бесценный товар из ваших рук.
Вам известно маркетинговое правило 80/20, которое иногда дополняется правилом 95/5?
Первое означает, что 80% прибыли генерируют всего 20% клиентов.
Второе – что 95% ваших результатов являются результатом 5% предпринятых усилий.
Грамотная поисковая оптимизация – это именно те 5% усилий, которые привлекут в молодую клинику платежеспособных клиентов и обеспечат 95% вашей работы.
Интернет стал самым надежным инструментом поиска. Люди ищут в поисковиках общую медицинскую информацию, пытаются распознавать симптомы болезней и даже перепроверяют назначения лечащего врача. И, конечно же, сравнивают клиники и специалистов.
SEO медицинского сайта: пошаговое руководство
Реклама медицинских услуг в России запрещена, поэтому главный упор делается на SEO оптимизацию контента. Сайт должен разрабатываться и наполняться таким образом, чтобы на актуальный запрос пользователей («Лучший стоматолог в Энске») ваш кабинет был в топе выдачи. Ну, или хотя бы на первой странице SERP.
Начнем с того, что грамотное продвижение клиники силами своего сисадмина и терапевта из 12 кабинета – это иллюзия. Для SEO придется привлекать профессионалов. Чтобы Google и Яндекс полюбили вас, недостаточно время от времени публиковать энциклопедические медицинские опусы без Н2 и ключей.
SEO-копирайтер должен четко понимать алгоритмы работы поисковиков, знакомиться с новинками (Google ежегодно вносит 600-1000 обновлений!) и знать разницу между «белым» и «черным»SEO. А еще собирать статистику, анализировать целевые запросы, выполнять аудит сайта, следить за качеством ссылочной массы и многое другое…
1. Создайте аккаунты в Google Мой бизнес и Яндекс Справочник
Это предложение №1 для продвижения любого бизнеса, не только для медицинского центра или клиники.
Внести свои контакты в Google Мой бизнес и Яндекс Справочник можно бесплатно, что сделает клинику видимой на соответствующих картах. Более того, повысится вероятность появления вашей компании в выдаче при региональном поиске (город, район, край).
Теперь вы среди первых, кого увидит потенциальный посетитель!
2. Ведите блог клиники для привлечения трафика
«Content is king» - любимая фраза американских SEO специалистов 100% применима к области здравоохранения. Алгоритмы поисковиков (именно они решают, что идет наверх поисковой выдачи, а что на 50-ю страницу) ОЧЕНЬ любят релевантный и уникальный контент.
Мы знаем, что занятым медработникам сложно выкроить время для ежедневных постов. Поэтому предлагаем оставить в покое своего терапевта – пускай занимается пациентами и отчетностью.
Написанием контента должны заниматься SEO-копирайтеры. Вы удивитесь, сколько бродит на просторах Рунета дипломированных врачей с навыками поисковой оптимизации, знанием иностранных языков и острым пером!
Если вы решили вести блог самостоятельно, начните с малого – одной статьи в неделю достаточно для постепенного расширения аудитории. Что-то лучше, чем ничего.
Пишите на темы, с которыми знакомы лично. Медицинский маркетинг остается медицинским, поэтому помните первую заповедь врача: primum non nocere!
Подумайте о вещах, за которыми пациенты приходят каждый день или могли бы.
Статьи с заголовками «Как массаж избавит от боли в спине» или «Почему длительное сидение убивает вас» - неплохое начало.
Контент должен содержать упоминания о городе и регионе, где вы работаете. Вместо «приема невропатолога» нацеливайтесь на «прием невропатолога в Энске». Согласитесь, гораздо полезней получать переходы пользователей из Энского района, чем с другого конца планеты.
Да, и не забывайте о качественных фотографиях. Современной клинике есть чем похвалиться перед читателем. Покажите новенький томограф или УЗИ аппарат, сфотографируйте свой замечательный коллектив за работой. При публикации настраивайте альтернативный текст изображений (Alt) для дополнительного трафика!
Профессиональный контент в блоге – это долгосрочная инвестиция в авторитет клиники.
3. Следите за клиниками-конкурентами
Цель состоит в том, чтобы узнать лучшие методы онлайн-маркетинга конкурентов, а затем модифицировать их и применить к собственной клинике.
Помните, что анализ – это не копирование. Копирование чужой SEO стратегии – грубый и зачастую контрпродуктивный прием.
Для изучения ссылочного профиля конкурентов понадобятся специальные программы, такие как Ahrefs Backlink Explorer. Так вы вычислите авторитетные ресурсы, которые ссылаются на ваших именитых коллег, воспользовавшись теми же каталогами, блогами и рекламными площадками.
4. Собирайте качественные ссылки
Обратите внимание: «собирайте», а не «покупайте»! Сегодня неестественные ссылки могут причинить сайту только вред. Поисковые алгоритмы стали намного умнее и могут покарать клинику за покупку некачественных ссылок и другие приемы «черного» SEO. Результатом пенальти от Google станет резкое снижение позиций в SERP и потеря трафика.
Вот примеры качественных ссылок:
· Местные каталоги (для компаний с физическими адресами)
· Упоминания в средствах массовой информации и справочниках
· Видео, подкасты, слайдшоу и другой скачиваемый контент
Чтобы получить море естественных ссылок, публикуйте близкий людям контент.
Люди обожают читать истории, частью которых они являются. Это могут быть истории о борьбе с болезнью или другие материалы, применимые к их повседневной жизни.
Настоящей сокровищницей ссылок для клиники станет YouTube и Pinterest.
5. Внутренняя оптимизация сайта клиники
SEO подразделяется на две огромные области – внешнюю и внутреннюю оптимизацию.
Если первая больше относится к получению ссылок и взаимодействию с пациентами, то вторая предполагает техническую оптимизацию внутри сайта. Здесь вам обязательно понадобится веб-разработчик и специалист в области интернет-маркетинга.
Внутренняя SEO оптимизация (on-page SEO) требует улучшения структуры сайта:
· Соблюдение коротких и «человеческих» URL-адресов
· Уникальные мета-описания и подзаголовки на веб-страницах
· Использование ключевых запросов с длинным хвостом
· Правильное использование Н-тегов в контенте
· Установка кнопок социальных сетей
· Внутренняя перелинковка
6. Будьте мобильными
Быть mobile-friendly – важнейшее условие для поискового продвижения клиники.
Адаптация сайта для мобильных пользователей необходима всем, кто предлагает товары и услуги.
Сегодня 2 из 3 поисковых запросов Google делается с мобильных устройств, поэтому игнорирование адаптивного дизайна автоматически сокращает вашу аудиторию в три раза! Соответственно, поисковики хуже ранжируют веб-сайты без адаптива.
Корректное отображение сайта на смартфонах – здорово, но это начало пути.
Почему бы не разработать медицинское веб-приложение для мобильных пользователей?
Отличный пример такой стратегии – программа Health resource WebMD.
Сделав сайт mobile-friendly и предложив пациентам фирменное веб-приложение, вы распространите услуги клиники на широкую аудиторию.
7. Собирайте статистику сайта
Веб-аналитика – это залог правильных выводов и решений в SEO.
Поисковая оптимизация медицинского сайта – дело тонкое и специфическое.
Пока не собрана веб-аналитика, невозможно на 100% уверенно говорить об эффективности того или иного приема.
Сбор статистики сайта возможен как через громоздкие профессиональные программы, так и бесплатными сервисами Google Analytics и Яндекс Метрика.
Обращайте внимание на следующие индикаторы сайта:
· Трафик: больше или меньше стало посетителей?
· Показатель отказов: находят ли пользователи решение своей проблемы?
· Конверсии: сколько людей совершают запланированное действие?
· Показатель выхода: как люди прекращают взаимодействие?
Помните: поисковое продвижение клиники рассчитано на долгосрочные коммерческие результаты.
Не рассчитывайте увидеть очевидные изменения SEO оптимизации медицинского сайта через неделю после аудита. Не бойтесь действовать методом проб и ошибок, корректируя свои приемы. Правильная стратегия обязательно выведет вашу клинику на путь стабильного роста.