Чтобы не получить сочинение на вольную тему, придется четко оговорить технические требования к тексту, перечень ключевиков и личные пожелания.
Даже грамотный и опытный копирайтер не обладает телепатическими способностями, и его представление о заказе может отличаться от вашего.
Зачем нужно разрабатывать ТЗ копирайтеру?
Борьба за поисковый трафик предполагает публикацию SEO оптимизированного контента, который высоко ценится и посетителями, и поисковыми системами.
Для написания таких текстов привлекают «вольных писателей» - копирайтеров, которых ищут через всевозможные биржи контента и подобные ресурсы.
Но копирайтер далеко не всегда знает специфику вашего бизнеса.
Поэтому составление технического задания поможет получать ожидаемые результаты без лишних финансовых затрат и сэкономит немало нервов.
Заниматься ТЗ должен не владелец бизнеса и не главный бухгалтер, а сеошник — специалист, который знает текущие алгоритмы поисковых систем, умеет оценивать конкурентную среду и другие факторы поискового продвижения.
Цель техзадания — получить максимально актуальный и качественный контент, который заинтересует ЦА, подстегнет к совершению целевого действия и будет тепло встречен поисковыми машинами Яндекс и Google.
Выглядит несложно? Это лишь на первый взгляд.
На вышеупомянутых биржах контента можно встретить шаблонные ТЗ копирайтерам, которые оговаривают Title, Description, H1, H2, объем текста и перечень ключевых слов. Все. Эта тактика обрекает ваш бизнес на провал!
Учитывая растущую конкуренцию за топ поисковой выдачи, владельцам сайтов придется проявлять все больше изобретательности и знаний. Помимо простейших технических требований, нужно определить цели, семантику и стилистику материала, интересы целевой аудитории, специфику бизнеса и др.
Воспринимайте ТЗ как способ общения между владельцем сайта и копирайтером. Эффективность этого общения определяет, получите ли вы за свои кровные у.е. вирусный контент или бесполезные килознаки.
Технические характеристики SEO-текста для составления ТЗ
Каждый текст для публикации в Интернете имеет целый набор технических характеристик (параметров), так или иначе влияющих на его продвижение.
Техническая уникальность контента
Уникальность контента существенно влияет на место в поисковой выдаче — поисковики презирают копипаст и низкопробный рерайт. С позиции алгоритмов Google, если онлайн-ресурс не может поведать миру ничего нового — он не заслуживает высокой позиции в SERP.
Но как измерить неповторимость текста? На глазок?
Техническая уникальность — вполне конкретный термин, означающий соотношение оригинального текста к общему объему контента (в килознаках). Например, уникальность 91% говорит, что 9% текста совпадает с ранее опубликованными источниками в Интернете.
На практике, особенно при написании небольших текстов на «избитые» темы, достижение 100% практически нереально. Ничто не ново под луною — хоть одна светлая голова раньше высказала популярную мысль теми же словами.
Поэтому большинство заказчиков допускают уникальность текста 90-95%. Этого вполне достаточно, чтобы поисковики поверили в новизну вашего материала.
Если уникальность равна 85, 80 или вообще 75% - это негативный сигнал для поисковика. Размещенный первым контент будет восприниматься как уникальный, а ваш — как копипаст, со всеми вытекающими.
Способы повышения уникальности контента:
· радикально переписать текст
· переставить местами (заменить) слова
· избавиться от общеупотребительных фраз
· увеличить объем, разбавив материал
Где проверять уникальность? Мы советуем пользоваться сервисом text.ru
Хотя это — всецело дело вкуса и опыта. Многие уверяют, что лучше всего etxt, другие признают только «Адвего», третьим по душе Content Watch.
Вот так выглядит проверка статьи через сервис text.ru:
Вы можете пользоваться любыми сервисами, но во избежание недоразумений лучше заранее оговорить, как будет оцениваться заказ. Бывает, «Адвего» выдает заказчику 89%, а etxt показывает исполнителю 95% - и кто прав?
Смысловая уникальность контента
Сегодня умные поисковые алгоритмы умеют оперировать словами-синонимами, легко распознавая некачественный рерайт. Если вы даете техзадание на рерайт с другого сайта, материалу необходимо придать дополнительную смысловую уникальность — иными словами, дополнительную ценность.
К сожалению, онлайн-сервисы для проверки технических параметров не позволяют оценить смысл статьи. Это может сделать только вдумчивый читатель.
Засмапленность и тошнота
SEO оптимизированный контент должен кричать поисковикам, что он содержит информацию по определенным поисковым запросам (ключи).
Если текст кричит слишком громко и назойливо, умные машины считают это недобросовестным манипулированием — поисковым спамом.
Частоту использования ключей в тексте называют тошнотой — этот показатель не должен превышать 4-5%. Чтобы сделать SEO оптимизированный текст читабельным и более приемлемым для поисковых роботов, чаще используйте синонимы и постарайтесь держать дистанцию между ключевыми словами.
Удобный инструмент для проверки статей на тошноту — бесплатный сервис «Семантический анализ текста» от биржи контента Advego.
На скриншоте вы можете видеть состав семантического ядра статьи с перечислением ключей и их частотности в процентах.
Не превышайте допустимые лимиты — и поисковики будут благосклонны.
Для проверки заспамленности можно использовать онлайн-сервис text.ru, где алгоритм проверки несколько отличается от адвеговского.
ТЕКСТРУ выдает совокупный показатель по всем повторяющимся словам:
· менее 30% - естественное содержание ключей
· 30-60% - оптимизированный текст, пригодный для поисковиков
· свыше 60% - переоптимизированный текст (заспамленность)
Водность и стоп-слова
Вы слышали выражение «высушить текст»?
Это буквально означает убрать слова, не несущие смысловой нагрузки.
Многочисленные вводные слова не просто раздувают контент — они заставляют посетителя засыпать под ваши опусы или вовсе закрыть страницу.
Высокая водность не нравится никому — ни заказчикам, ни читателям.
С другой стороны, пересушенный текст без союзов и местоимений напоминает предупредительные таблички, а не нормальную человеческую речь.
Под стоп-словами понимают речевые конструкции, воспринимаемые поисковыми алгоритмами как бесполезные знаки. Пользуйтесь ими осторожно.
Например, для «оживления» текста в целом и усиления отдельных частей предложения (сильно, крайне, довольно и др.)
|
|
Структура и подзаголовки
SEO текст должен правильно форматироваться, причем не только для поисковых систем, но и для ваших драгоценных читателей. Кстати, современные алгоритмы ПС умеют распознавать некачественные, малопригодные для чтения статьи.
Хороший материал разбивается на подзаголовки и обильно приправляется изображениями, маркированными списками. Составляя ТЗ для копирайтера, целесообразно уточнить подзаголовки и объем каждого раздела.
Требования по форматированию особенно важны для продающих статей, где визуальная составляющая помогает склонить читателя к целевому действию.
Объем контента
Объем текстов сегодня считается достаточно важным фактором.
Посмотрите на поисковую выдачу по популярным запросам, и вы увидите в первой десятке в основном мегастатьи объемом 10, 15, 20 тысяч знаков, обильно приправленные фотографиями, видеороликами и инфографикой.
Это не обязательно говорит о том, что надо писать только огромные полотна. Некоторые статьи на 3 килознака дают больше трафика, чем переспамленные лекции на 20 кило. Это зависит от темы, мастерства и много чего еще.
Просто старайтесь максимально четко и полно раскрывать тему статьи, давайте ответы на поставленные пользователем вопросы — и поисковики вознаградят вас.
Многие пользователи хотят получить полную, структурированную и надежную информацию из одного источника. Если конкуренты раскрывают вопрос лучше, поисковые системы поставят вас ниже.
Объем контента можно проверить на тех же онлайн-сервисах.
Этапы составления ТЗ для копирайтера
№1: Название статьи и description
Начните с точного заголовка или назовите ключевой запрос, от которого ваш исполнитель будет исходить — здесь вся надежда на его талант и опыт. Желательно проделать основательную аналитическую работу, чтобы предоставить список ключей для Title и Description с точными и неточными вхождениями.
№2: Рекомендуемый объем статьи
На биржах контента объем заказа и стоимость за килознак (1000 символов с пробелами или без) — это, по сути, ценник. Оговорите объем работы.
№3: Содержание и примеры
Техническое задание для копирайтера подразумевает четкое изложение требований к тексту. Каков стиль — новостная статья, обзор, продающий текст, мастер-класс или страстное эссе? Как нужно обращаться к читателю? Наконец, покажите готовые материалы, которые отвечают вашему представлению о работе.
№4: Цель статьи и целевая аудитория
Копирайтеру нужно понимать, для кого он пишет — это один из главных ингредиентов творческого успеха, который указывают в техзадании.
№5: Структура и форматирование статьи
Правильно оформленный текст — это уже половина успеха у читателей. Ваши требования по разбивке на абзацы, разделы, маркированные списки, а также по добавлению изображений и медиа элементов должны содержаться в ТЗ.
№6: Использование ключевиков
Обязанность SEO специалиста при составлении ТЗ — провести анализ ключевых запросов, представив автору полный список ключевиков, с точностью и количеством вхождений в тексте и подзаголовках, в начале и конце статьи. Не забудьте указать, нужно ли выделять ключевые слова жирным шрифтом.
№7: Что нельзя писать
Каждый заказчик имеет личные предпочтения или объективные ограничения. Ну не любит человек канцеляризмы, и не намерен платить за них — укажите в техзадании табу на определенные выражения. Желаете умолчать определенные факты, создавая информационную статью? Предупредите автора.
№8: Допустимая водность текста
О бессмысленности и дороговизне воды в контенте мы писали выше. Многие придирчивые заказчики выделяют данное требование, заставляя копирайтера «досушивать» материал до нужных цифр. Но не увлекайтесь сушкой — ориентируйтесь на легкость чтения, а не на цифры.
№9: Уникальность контента
Этот пункт гораздо важнее водности и знаков препинания, вместе взятых. Укажите предел уникальности (обычно 95%) и заранее оговорите «арбитраж» - тот сервис, по которому автор и заказчик перепроверяют сдаваемую работу.
№10: Время — деньги
Наконец, срок сдачи работы в ТЗ. Профессиональные копирайтеры — тоже загруженные люди, у которых на очереди стоит по нескольку проектов.