A/B тестирование (сплит-тестирование) – это проверенный маркетинговый метод, позволяющий повысить эффективность и выжать максимум из сайта, мобильного приложения либо рекламного объявления. При помощи A/B тестов можно увеличить конверсии, подобрать оптимальные заголовки и контент для воздействия на целевую аудиторию.
A/B тестирование непосредственно сравнивает два варианта, позволяет задавать целенаправленные вопросы об изменениях на веб-сайте или в приложении, собирая данные о влиянии этих изменений. Это ваш выбор между красной и синей таблеткой в маркетинге.
Эксперимент позволяет принимать обоснованные решения по оптимизации, которые переводят деловые разговоры из ключа «мы думаем» в более продуктивный – «мы знаем».
Как работает A/B тестирование?
Для объективного сравнения мы берем образец веб-страницы или приложения, и вносим предложенные изменения. Это изменение может быть любого масштаба – от единственного заголовка или кнопки меню до полного редизайна страницы.
При так называемом мультивариантном тестировании создается несколько вариантов программного продукта (например, четыре одинаковые страницы с баннером в разных углах).
Мультивариантное тестирование убивает не двух, а сразу 4-5 зайцев. Единственным минусом такого подхода является трудоемкость и требовательность к хостингу, ведь посетителей будут обслуживать одновременно несколько версий тестируемой веб-страницы.
В ходе А/В тестирования пользователи сайта будут видеть либо контроль, либо измененную страницу. Их взаимодействие с сайтом можно увидеть на панели аналитики. Затем вы можете определить, как изменение повлияло на пользовательский опыт и поведение.
Зачем бизнесу нужно А/В тестирование?
А/В тестирование позволяет отдельным вебмастерам и компаниям вносить оправданные, выверенные изменения в сайт, сервис или приложение. Несмотря на высокую стоимость такого исследования, бизнес отказывается от метода проб и ошибок. Последний, как мы знаем, чреват серьезными финансовыми и репутационными потерями. Все познается в сравнении.
А/В тестирование дает бизнесу ряд серьезных преимуществ:
· Вы исключаете фактор неопределенности, принимая решения об оптимизации
· Вы фокусируете силы и ресурсы на максимально эффективном направлении работы
· Вы лучше узнаете вкусы, предпочтения и потребности целевой аудитории
Сравнительное тестирование следует повторять многократно, последовательно, чтобы непрерывно улучшать пользовательский опыт и коэффициент конверсии.
Примеры эффективного сплит-тестирования сайта
Технологическая B2B компания решила повысить объем продаж на целевых страницах. Для достижения этой цели, маркетологи компании попытаются изменить визуальную концепцию, формы, заголовки, призыв к действию.
Каждое изменение нуждается в отдельном эксперименте. Со временем маркетологи могут объединить эффект нескольких выигрышных изменений, выжав из сайта максимум.
Информационный веб-сайт стремится к увеличению количества читателей и времени, проводимого на страницах сайта, призвать читателей делиться ссылками в социальных сетях.
Чтобы достичь этих целей, можно протестировать следующие изменения:
· Рекомендуемый контент
· Кнопки социальных сетей на сайте
· Рассылки по электронной почте
Туристическая компания увеличивает количество успешных заказов через веб-сайт или мобильное приложение, а также стремится получить доход от дополнительных покупок.
Чтобы улучшить эти показатели, они могут тестировать варианты:
· Страница результатов поиска
· Улучшение поисковой механики
· Презентация дополнительных услуг
Интернет-магазин решил бороться с брошенными корзинами, повышать среднюю стоимость заказа и активизировать продажи определенной группы товаров.
В этом случае сплит-тестирование может включать:
· Продвижение сайта
· Элементы навигации
· Призыв к действию
А/В тестирование активно применяют разработчики программных продуктов, чтобы демонстрировать влияние обновлений и новых функций на пользовательский интерфейс.
Процесс А/В тестирования в интернет-маркетинге
Структура А/В тестирования, которую можно использовать в практике:
1. Сбор данных
Аналитика дает базовое представление о том, где начать оптимизацию. Ищите страницы с низким коэффициентом конверсии или высокими показателями отказов, направляя усилия на них.
2. Определение целей
Цель любых изменений в интернет-маркетинге – это показатели, характеризующие эффективность веб-страницы, сервиса или приложения. Цели могут быть любыми: от нажатия кнопки или ссылки на покупку продукта до регистрации электронной почты.
3. Создайте гипотезу
Как только вы определили цель, начинайте генерировать гипотезы для тестов. Имея список гипотез, расставьте приоритеты с точки зрения ожидаемого воздействия и сложности реализации.
4. Создание вариантов А, В, С, D
Несмотря на название метода А/В, рабочих вариантов может быть хоть десять – были бы соответствующие ресурсы для их тестирования. Используя программное обеспечение для А/В тестирования, внесите изменения в элементы веб-сайта или мобильного приложения. Удостоверьтесь, что варианты работают, как ожидалось.
5. Запуск эксперимента
Запускайте изменения и дождитесь, пока посетители примут участие. Данный этап сплит-тестирования напоминает клинические испытания, где ученый беспристрастно наблюдает за действием нового лекарства и плацебо. Смотрим и сравниваем.
6. Анализ результатов
Эксперимент завершен? Пришло время проанализировать результаты.
Современное ПО автоматически сравнивает аналитику и наглядно демонстрирует разницу в реакции пользователей на две тестируемые веб-страницы или приложения.
Если ваш вариант победил, поздравляем! Внедряйте его и ждите конверсий.
Негативный результат станет хорошим опытом. Создавайте новую гипотезу.
Независимо от результатов эксперимента, используйте опыт для будущих тестов и постоянно работайте над оптимизацией своего приложения или веб-сайта.
А/В тестирование и SEO
Немногие знают, что Google разрешает и поощряет сплит-тестирование.
По заверениям представителей компании, тесты не угрожает рейтингу вашего сайта.
Конечно, если вы не злоупотребляете маркетинговым инструментом ради темных делишек в области черного SEO. Например, ради банального клоакинга.
Рекомендации Google по надлежащей практике А/В тестирования:
1. No Cloaking
Клоакинг – это практика сознательного предоставления пользователям и поисковым роботам разной информации на одной и той же веб-странице. Данный прием приведет к ухудшению видимости сайта или полному выпадению из поисковой выдачи.
Во время экспериментов не злоупотребляйте сегментацией посетителей, чтобы отображать различный контент для Googlebot на основании IP-адреса.
2. Используйте rel = «canonical»
Запуская сплит-тестирование с несколькими URL-адресами, нужно использовать атрибут rel = «canonical». Он поможет роботу сориентироваться в нескольких версиях страницы.
3. Используйте 302 редирект вместо 301
При запуске теста, который перенаправляет исходный URL-адрес на URL-адрес измененной страницы, используйте временный 302 редирект, то не постоянное перенаправление!
4. Не злоупотребляйте тестами
Запускайте эксперименты только до тех пор, пока это оправданно.
Слишком частые тесты, особенно с одним вариантом веб-страницы для большого процента пользователей – это риск попасть под санкции поисковиков. Google рекомендует обновить сайт и удалить тестовые варианты, как только испытания завершатся.
Специалисты нашей студии предлагают полный спектр услуг в сфере интернет-маркетинга, включая проведение профессионального А/В тестирования сайтов и приложений.