Поиск времени и ресурсов для активного продвижения по нескольким направлениям – обычная проблема для молодого бизнеса. Когда начинающие предприниматели теряются среди всех этих задач, SEO зачастую отодвигается на второй план или вовсе игнорируется как направление. Это критическая ошибка, которая аукнется в будущем.
Грамотная поисковая оптимизация поможет бизнесу:
· Увеличить трафик
· Расширить свою аудиторию
· Генерировать интерес к проекту
· Сформировать узнаваемый бренд
· Углубить взаимодействие с ЦА
В сегодняшнем обзоре мы затронем важнейшие практические аспекты SEO для стартапов, начиная с целеполагания, и заканчивая техническими нюансами поисковой оптимизации. Не забудьте обозначить для себя главные пункты!
Определите цели SEO
Как любой коммерческий проект начинается с бизнес-плана, так и SEO начинается с постановки целей.
Общая схема выглядит так: Ранжирование -> Трафик -> Конверсии -> Прибыль.
Цели SEO должны быть измеримыми и понятными, чтобы видеть конкретные пути их достижения:
· Удвоить количество посетителей сайта в следующем квартале
· Увеличить трафик блога на 30% в течение следующих трех месяцев
· Создать интерес к 20 новым продуктам в следующем месяце
· Повысить продажи на 20% до конца полугодия
Следующий шаг - изучить, как контент соотносится с каждой целью, и что это означает для SEO.
Например, если первая цель – удвоить количество посетителей в следующем квартале, важно повышать уровень осведомленности через все информационные каналы. Это достигается путем создания целенаправленного контента, который также должен быть оптимизирован для поисковых систем. Выглядит несложно.
Исследование ключевых слов
Как только бизнес определил цели и SEO-инструменты для их скорейшего достижения, мы переходим к исследованию ключевых слов. Исследование ключевых слов поможет улучшить существующий контент и разработать новый.
Чтобы оптимизировать контент, необходимо сфокусироваться на целевой аудитории и понять ее потребности. Тогда исследование ключевых слов будет максимально полезным и позволит вам стремительно подняться в поисковой выдаче.
Можете начать с создания «идеального списка» ключевых слов, под которые хотите оптимизировать контент. Если идеальный список состоит в основном из мегапопулярных запросов, молодому проекту будет несравненно тяжелее достичь вершины SERP – примите это к сведению! Иногда лучше продвигаться по менее конкурентным НЧ запросам.
При исследовании ключевых слов пользуйтесь специальными инструментами, такими как Google Keyword Planner или Яндекс Вордстат. В предыдущих статьях мы рассказывали о платных программах для работы с семантическим ядром.
Ключевые слова с длинным хвостом с большей вероятностью могут подняться в поисковой выдаче Google. Но советуем самостоятельно выполнять анализ и не следовать догмам. Это позволит лучше понять, какие приемы SEO работают для вашей целевой аудитории, и какие типы страниц занимают более высокие позиции в SERP.
Исследование ключевых слов должно стать фундаментом планирования контента.
Анализ существующего контента
Следующий важный шаг – анализ существующего контента, всех статей, постов в блогах и медиа-элементов, созданных ранее для продвижения бизнеса. Анализ контента позволяет правильно организовать каждый фрагмент информации на вашем сайте, выявить любые ошибки, неточности и устаревшие данные.
Результаты аудита контента можно представить в виде электронной таблицы:
· URL страницы
· Заголовок страницы
· Мета-описание
· Количество слов
· Тип контента
· Состояние контента
В колонке «состояние контента» можно использовать общепризнанные характеристики материала: вечнозеленый контент, устаревший, повторной используемый, опубликованный вне темы и др. Это поможет в дальнейшей оптимизации.
Последнюю колонку таблицы можно заполнять постепенно, по мере оформления своей SEO-стратегии.
Внутренняя и внешняя SEO-оптимизация для стартапа
Даже новички назовут две-три ошибки, которые влияют на поисковую оптимизацию. Может вы и новички в электронной коммерции, учиться придется быстро - молодой бизнес не может терпеть убытки из-за битых ссылок.
SEO-аудит для стартапа предусматривает поиск и исправление:
Дублированный контент
Дублированный контент – это высокий риск каннибализации. Повторение одинаковой информации на нескольких веб-страницах, в том числе случайное повторение из-за путаницы с тегами, негативно влияют на ранжирование.
Дублированный контент может стать настоящей головной болью веб-мастера. Как на собственном сайте, так и при публикации постов на сторонних ресурсах. Когда вы размещаете где-либо материал для получения обратных ссылок, убедитесь, что контент не слишком напоминает содержимое ваших собственных страниц.
Битые изображения
Появление битых изображений на вашем сайте – дело обычное, особенно если вы получаете их из внешнего источника. Регулярно анализируйте страницы на отсутствующие изображения, улучшая впечатление от своего контента.
Страницы с ошибкой 404
Веб-страницы, которые больше не работают, негативно влияют на рейтинг сайта в поисковых системах, а также на пользовательский опыт (мы ведь для людей стараемся!). Если вы недавно перенесли контент, изменили структуру или какие-то отдельные URL-адреса, не забудьте запустить проверку на битые ссылки.
Проверка на ошибку 404 легко выполняется с помощью бесплатных онлайн-сервисов (Link Checker) или стандартных инструментов Яндекс и Google. Не говоря уже о мощных программах для SEO-аудита сайта вроде SEO Spider и специальных модулях и плагинах, которые устанавливаются на каждую современную CMS (1С-Битрикс, Wordpress).
Любопытно, что в качестве временной меры можно превратить битые ссылки в контент-маркетинговый актив. Просто добавьте несколько рекламно-эстетических штрихов, и на время написания нового контента «затычка» для 404 готова! Подробнее об этом можно узнать из руководства Стюарта Шоу «Как создать идеальную страницу 404».
Структура URL
Структура URL-адреса может влиять как на рейтинг страницы в ПС, так и на пользовательский опыт.
Рекомендуется создавать четкие и читаемые URL-адреса, как для людей, так и для поисковых систем. Например, URL https://sdvv.ru/articles/povyshenie-prodazh/ гораздо более понятен и читабелен, чем какая-нибудь каша из 50-70 символов. Некоторые пользователи вообще предпочитают не открывать страницы с «подозрительными» адресами.
Название веб-страницы
Название каждой страницы должно быть четким, кратким и информативным. Оно может улучшить как трафик на вашей странице, так и рейтинг у ПС. При условии, что «тело» статьи в полной мере соответствует ожиданиям пользователей.
Оформление страниц
Обращая внимание на оформление веб-страниц, вы облегчите индексирование поисковыми системами и одновременно сделаете сайт более приятным для пользователей. Например, правильные и лаконичные заголовки помогают сканировать страницы, а ваши читатели будут довольны, что содержимое статьи соответствует введенному запросу.
Мета-теги
Мета-теги – это HTML-элементы, видимые поисковым системам и читателям. Это именно то, что пользователи увидят в поисковой выдаче, поэтому важно грамотно донести смысл документа в ограниченном количестве символов. Название и мета-описание страницы – мощный способ повлиять на представление сайта в поисковой выдаче.
Внутренние ссылки
Добавление к контенту внутренних ссылок - ссылок из собственного домена - может стать очень эффективным инструментом SEO-оптимизации. Это важнейший способ информировать поисковые системы о собственных приоритетах, упрощая индексацию страниц. Внутренние ссылки помогают повысить рейтинг по приоритетным ключевым словам, одновременно облегчая чтение и поиск информации самым любознательным пользователям.
Поисковая оптимизация изображений
Комплексная поисковая оптимизация выходит за рамки текста. Визуальный контент также требует оптимизации для нормальной индексации ПС. Название изображение должно быть информативным, а не банальным image325.jpg.
Чтобы передать необходимую информацию Google и получить дополнительных посетителей, целесообразно добавлять альт-теги. Наконец, помните о скорости загрузки: размер изображения влияет на UX, поэтому будьте умеренны!
Некоторые люди ищут информацию по изображениям, что нередко заканчивается подпиской или совершением покупки. Оптимизация изображений для поисковых систем увеличивает вероятность того, что пользователи случайно наткнутся на ваш контент. Получать трафик от картинок – приятное дополнение, особенно в некоторых сферах бизнеса.
Создание расширенных сниппетов
Избранные ознакомительные фрагменты Google (featured snippets), известные как «нулевая позиция» в SERP – это отличная возможность обойти конкурентов в поисковой выдаче. Но солнечное местечко на вершине поисковой выдачи с кликабельностью порядка 20-25% принадлежит тем, кто умеет оптимизировать сниппеты.
Первое, что нужно иметь в виду – расширенные сниппеты должны давать четкий и понятный ответ на конкретный вопрос пользователя. Форматирование, количество слов и даже то, как вы представляете контент – все эти факторы решают.
PR, привлечение инфлюенсеров и обратные ссылки
Вы можете улучшить позиции в поисковой выдаче благодаря активной работе в социальных сетях и привлечению инфлюенсеров – авторитетных агентов влияния из своей отрасли. Растущий стартап как молодая актриса – нуждается в известности и влиятельных покровителях. Грамотный PR, привлечение известных людей и качественных ссылок необходимо для стремительного развития вашего сайта и привлечения клиентов.
PR помогает наладить отношения с правильными людьми из отрасли. Знание целевой аудитории и помощь профессионалов будут способствовать узнаваемости бренда и повышению интереса к бизнесу. Зачем тратить лишнее время?
Инфлюенсер-маркетинг может осуществляться «вручную» - лично ищите знакомства в деловой среде, налаживайте взаимовыгодные отношения и получайте качественные ссылки с тысячами переходов. Об успешном опыте такой раскрутки мы рассказывали в недавнем материале об американском гении контент-маркентинга Эмиле Шоре.
Стартап должен мыслить как человек, а не как бизнес – поэтому налаживайте отношения с влиятельными людьми.
Вообще, если ваш бизнес и контент достаточно интересны, чтобы привлечь внимание других сайтов, это автоматически означает, что широкая аудитория рано или поздно найдет вас. Обратные ссылки, по-видимому, входят в тройку ключевых факторов ранжирования Google, а это снова возвращает нас к интересному контенту и влиятельным людям.
Мобильная оптимизация и UX
Сейчас крайне важно оптимизировать сайт для мобильных устройств. Google давно объявил курс на мобильный интернет, да и современная статистика подтверждает тенденцию: от 60 до 90% запросов пользователей поступает не с десктопов, а с мобильных устройств. В той же 1С-Битрикс создание адаптива не представляет сложности.
Если же вы считаете разработку адаптива или мобильной версии для стартапа чем-то вроде пустых расходов, то вынуждены разочаровать: мобильный контент - жизненно важный компонент конкурентного бизнеса.
Создать мобильную версию – только начало. Внешний вид веб-страниц и скорость загрузки – эти и многие другие факторы влияют на пользовательский опыт, UX. Несколько простых вещей, включая сжатие крупных изображений, сильно повышают комфорт работы и благоприятно влияют на пресловутый UX. Не упускайте возможности побаловать клиентов.
Как измерить успех SEO?
Обычный вопрос для тех, кто начинает работать с поисковой оптимизацией – это объективная оценка успешности кампании. Любой растущий стартап-проект заинтересован в использовании SEO для создания репутации, наращивания трафика и повышения охвата целевой аудитории. От этих трех показателей и отталкивайтесь.
Существует масса способов измерить SEO, но наиболее актуальными метриками служат:
· органический трафик
· вовлеченность аудитории
· ранжирование сайта
· показатель конверсии
Давайте остановимся на каждом метрике подробнее.
Трафик
Органический трафик указывает количество реальных пользователей, посетивших сайт по результатам поиска. Это отличный показатель качества и актуальности контента, а также эффективности SEO-кампании в целом. Рост трафика является признаком того, что вы на правильном пути и хорошо понимаете интересы ЦА.
Вовлеченность аудитории
Для оценки вовлеченности аудитории SEO-специалисты учитывают проведенное время на сайте, показатель отказов, количество комментариев под статьями и другие критерии. Все это определяет, соответствует ли контент, пользовательский опыт и релевантность информации ожиданиям читателей.
Ранжирование
Показатель ранжирования сайта поисковыми системами – один из лучших индикаторов успешности вашей SEO-кампании. Регулярно проверяйте эффективность ключевых слов, чтобы представлять направление работы над контентом.
Конверсия
В конечном итоге, ваш стартап создавался не для удовлетворения праздного любопытства читателей, а для заработка. Понятие «конверсия» характеризует любое действие, которое вы хотите, чтобы пользователи выполняли после посещения сайта. Будь то подписка на информационный бюллетень или совершение покупки товара.
Траст домена и количество ссылок
Фактическое количество ссылок, которые вы получили из других источников, служит отличной метрикой интереса пользователей к вашему контенту. По мере наращивания количества ссылок, особенно если они исходят из источников высокого качества и релевантности, будет параллельно расти и авторитетность (траст) домена.
Авторитетность домена – это мера «веса», которым наделяет ваш сайт поисковая система. По мере повышения авторитетности вы увидите, как сайт уверенно продвигается вверх по лестнице поисковой выдачи.
Существует множество бесплатных инструментов, которые можно использовать для оценки эффективности SEO, в том числе Google Analytics, Google Search Console, Google PageSpeed Insights, Copyscape и др. Пользуйтесь на здоровье, и пускай SEO поможет вашему стартапу расти на важнейших этапах развития бизнеса. Высокого вам трафика!