Система управления сайтом – это фундамент Вашего бизнеса в Сети.
Неважно, насколько велик объем контента. Если CMS не в состоянии отображать и управлять им правильно, Вы не получите и половины ожидаемого эффекта.
Это может прозвучать спорно. Мы видели массу больших и малых компаний, которые не могли динамично развиваться по вине устаревших или неадекватно подобранных CMS, не способных идти в ногу с их амбициями или ростом.
Главные этапы выбора CMS в крупной компании
1. Определите заинтересованные стороны
В большинстве компаний выбор CMS зависит от следующих отделов:
· IT: поскольку Ваши айтишники будут в конечном итоге отвечать за техническую сторону вопроса, обслуживать, настраивать и обновлять систему, выбор IT-отдела играет важную роль в успехе развертывания CMS.
· Маркетинг: отдел маркетинга справедливо полагает, что CMS – это, по сути, маркетинговый инструмент. Для фирм, ориентированных на контент-маркетинг, крайне важно учитывать мнение маркетологов при выборе системы.
· Отдел продаж: Тесная интеграция между CRM и CMS повысит эффективность и эффективность продаж. Это должно учитываться руководством.
2. Проанализируйте требования каждого отдела
Каждый отдел, вовлеченный в процесс выбора CMS, будет выдвигать собственные требования к системе, порой противоречащие друг другу. Попросите начальников отделов расставить требования в порядке приоритетности. Далее используйте знаменитую американскую технику приоритезации с русским именем MoSCoW:
· Must have: обязательные требования, без которых отдел не может работать
· Should have if possible: характеристики, которые в целом важны, но не критичны
· Could have if possible: желательные, но не критичные характеристики
· Won’t have this time: не приоритетные пожелания отдела
Результатом совместной работы отделов становится такая матрица:
|
Must haves |
Important |
Nice-to-haves |
Would-haves |
IT-отдел |
· Избыточность · Резервное копирование |
· Защищенность |
· Тестирование на проникновение (пентест) |
· Автомасштабируемый серверный пул |
Маркетинг |
· Интеграция с другими инструментами |
· Кастомизация структуры пермалинков |
· Гибкая персонализация |
· Планирование контента |
Продажи |
· Гибкий каталог товаров |
· Фасетный поиск · Гибкий прайсинг · Интеграция |
· Сегментированный прайсинг · Настройка способов доставки |
· Регионализация |
Контент |
· Редактор WYSIWYG |
· Управление и доступ к контенту |
· Календарь редактора |
· Анализ контента |
Помните об этих пунктах, прежде чем купить систему управления сайтом.
Поймите, что поэтапный процесс выбора CMS отнимает значительное количество времени. У среднего бизнеса может уйти 2-5 месяцев, пока будут окончательно сформулированы требования всех отделов и подписан договор.
Пример классификации CMS на российском рынке
На данный момент в разных странах существуют собственные неофициальные классификации CMS, а у нас каждый эксперт предлагает свои термины. Можно условно разделить все системы управления сайтом на профессиональные, студийные, некоммерческие и самодельные (самописные).
Профессиональные системы управления сайтом
Коммерческие CMS принципиально отличаются от других разновидностей происхождением – эти системы разрабатывались солидными фирмами для продажи. Распространение лицензий «1С-Битрикс: Управление сайтом» и подобных систем – основной источник дохода для разработчиков.
Формой оплаты профессиональных систем, за исключением только «легких» редакций, является плата за лицензию. Хотите полноценный функционал – готовьте деньги.
Коммерческие CMS отличаются гибкостью и впечатляющим ассортиментом. Например, система «1С-Битрикс» поставляется в шести редакциях под разные запросы бизнеса – от скромной редакции «Первый сайт» до полноценной системы «Бизнес».
Кстати, каталог готовых решений Маркетплейс «1С-Битрикс» содержит десятки замечательных шаблонов для малого бизнеса – от службы доставки еды до автосервиса. Аналогичным образом борется за клиентов другая система – «Юми».
Это и понятно, ведь жесткая конкуренция на рынке вынуждает поддерживать планку технического совершенства и сервиса. Тот факт, что в нашей стране платные системы занимают половину рынка, говорит о высочайшем качестве и уровне поддержки пользователей – народ не берет любительские продукты даже даром!
Единственным относительным минусом данных CMS можно назвать затраты.
Некоммерческие CMS
Некоммерческие (open source) CMS, такие как Wordpress, Joomla! или Drupal, традиционно занимают значительную рыночную нишу. Согласно результатам последних опросов, половина российских сайтов работают именно на бесплатных платформах.
Безусловным их плюсом является отсутствие лишних финансовых затрат. Изобилие полезных расширений и модулей в том же Wordpress или Joomla! выглядит впечатляюще, как для бесплатного продукта. С помощью некоммерческих CMS можно реализовать маленький сайт для личных целей или полноценный интернет-магазин.
Но отсутствие лицензионной платы накладывает неизбежный отпечаток. Бесплатный движок не имеет толковой централизованной поддержки и апдейта, поэтому спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Ну, или платного специалиста.
Если при покупке лицензии той же «1С-Битрикс: Управление сайтом» Вы получаете непрерывную поддержку, то при проблемах с Drupal вся надежда будет на собственные знания, тематические форумы и помощь энтузиастов-любителей.
Есть еще одна причина, по которой некоммерческие CMS не могут конкурировать на равных с профессиональными системами. Компании «Битрикс» или «NetCat» в состоянии позаботиться о комфорте разработчиков, и последние однозначно предпочтут их бесплатному движку. Результат – существенное снижение интереса.
Прежде чем выбрать некоммерческую CMS, учтите еще один немаловажный момент. Многие солидные фирмы, которые на заре Рунета обзавелись бесплатными движками, сегодня намертво привязаны к ним разными рукописными расширениями.
На фоне спада популярности среди разрабов это означает, что Вам придется нанимать толковых специалистов, сотрудничающих с гигантами бизнеса. Экономия на лицензии вполне может обернуться колоссальными расходами на разработку.
Единственная сфера, где более-менее приемлемо использование бесплатных систем – это мелкие несложные проекты для малого предпринимателя и для личного пользования.
Студийные CMS
Как понятно из названия, это созданные студийной командой системы для нужд конкретного клиента. Исторически многие из них родились еще в прошлом столетии, когда западные некоммерческие системы еще не получили распространение на российском рынке, а CMS «1С-Битрикс» только задумывалась.
К наиболее известным в нашей страде CMS студийной разработки относятся UralCMS, QPFramework и Текарт. Кстати, UMI.CMS не сразу стала коммерческой системой.
В настоящее время студийные системы уверенно выдавливаются с рынка коммерческими продуктами, а крупнейшие веб-студии давно отказались от «нестандартных» CSM.
Почему они вообще сохранились до наших дней? Ответ прост: для некоторых студийные системы управления сайтом превратились в своеобразную цепь, привязывающую клиента. Внесение любых изменений в ядро CMS невозможно без специалистов конкретной студии. Подобная схема работы нередко предполагает абонементную плату.
Неотчуждаемость – противоречивый момент. С одной стороны, Вы прочно привязаны к одной веб-студии. С другой стороны, Вы имеете полную поддержку за небольшие деньги. Принимая решение, помните: переход на другую CMS будет непростым и потребует привлечения дорогостоящего узкопрофильного специалиста.
Самописные CMS
Изначально любая CMS начиналась с самописного движка, включая «1С-Битрикс». Сегодня, несмотря на изобилие профессиональных продуктов, некоторые программисты продолжают работать над несерийными системами. Это делается по разным причинам, в особенности для нетипичных проектов, где стандартная CMS неудобна.
В процессе развития несерийные CMS могут стать общепризнанным студийным, профессиональным или некоммерческим движком, то есть перейти в другую категорию.
Заказывать коммерческий сайт на самописной CMS мы не советуем, даже если амбициозный разработчик предлагает сделать это быстро и дешево (квалифицированный специалист вряд ли не предложит подобные услуги за копейки).
Вы не получите гарантий и надежной техподдержки, а переход на другую систему может обернуться настоящей головной болью. Самописная CMS – как самодельный автомобиль. Красиво, оригинально, но когда доходит дело до техобслуживания и ремонта…
Интересный факт: Facebook и ВК работают не несерийных системах, специально разработанных под нужды заказчика. Но они могут себе это позволить.
Единственная область, где уместно использовать несерийные движки – это небольшие проекты с уникальной структурой и потребностями, для которых профессиональная CMS плохо подходит. Но таких проектов на самом деле единицы.
Чтобы наглядно показать Вам преимущества и недостатки различных систем, мы подготовили удобную табличку «Как выбрать CMS для сайта?»:
|
Профессиональные CMS |
Бесплатные CMS |
Студийные CMS |
Несерийные CMS |
Документированность |
+ |
+/- |
+/- |
- |
Техническая поддержка |
+ |
- |
+/- |
+/- |
Получение апдейтов |
+ |
- |
+ |
- |
Гарантийные условия |
+ |
- |
+/- |
+/- |
Безопасность системы |
+ |
- |
+/- |
+/- |
Масштабирование |
+ |
+ |
+/- |
+/- |
Доступность кадров |
+ |
+/- |
- |
- |
Последнее: прежде чем купить CMS, поинтересуйтесь лицензионными условиями и предлагаемым способом оплаты.
Уточните, насколько распространена данная система на рынке, и не возникнет ли проблем со специалистами.