Немногие вещи могут оказаться столь разрушительными для бизнеса, как плохо организованная миграция сайта на новый домен. Изменение вашего доменного имени или внедрение HTTPS — это отличное долгосрочное решение с оглядкой на поисковые системы, но ошибки могут быть фатальными. Чтобы не подорвать трафик, следуйте элементарным правилам.
1. Взвесьте решение о переносе сайта
Миграция сайта на новый домен почти всегда сопровождается временной потерей трафика.
Яндекс и Google требуется время, чтобы обработать внесенные изменения и индексировать ресурс соответствующим образом. Правильно организованный переезд может свести к минимуму колебания трафика, и при наилучшем раскладе ПС будут выдавать новый домен как оригинал.
Но это при наилучшем раскладе. Реальность такова, что в плане SEO любая миграция приносит минимальные преимущества и не снимает санкции ПС. Подумайте, нужно ли это бизнесу.
Существует три ситуации, когда перенос сайта действительно оправдан:
- потребность в радикальном ребрендинге
- смена домена нужна для сохранения целевой аудитории
- миграция связана с переходом с HTTP на HTTPS.
2. Опробуйте изменения в тестовом режиме
Никогда не вносите существенных изменений без предварительной проверки в тестовом режиме. Проверьте правильность работы redirect и выполните остальные тесты в приватном режиме, прежде чем публиковать их для пользователей и поисковых систем. Последствия ошибок при переезде ощущаются на протяжении многих недель, поэтому обдумывайте все трижды.
3. Планируйте миграцию сайта на мертвый сезон
Правильная миграция не должна влиять на доходность бизнеса, поэтому следует заранее планировать временное падение посещаемости. Это особенно актуально для компаний, которые зависят от сезонного спроса на свои товары и услуги.
Например, вы занимаетесь организацией отдыха в Крыму. Было бы рискованно сменять домен в середине июля — гораздо лучше опробовать изменения по окончании туристического сезона.
То же касается переезда сайта накануне или во время больших праздников.
4. Сначала проведите аудит сайта
Вообще, SEO аудит должен выполняться регулярно, но перед глобальными изменениями сканирование ресурса просто обязательно. Воспользуйтесь профессиональными программами наподобие Screaming Frog SEO Spider, которые дают детальную картину.
SEO Spider позволяет идентифицировать любые ошибки перенаправления на старом сайте. Необходимо сохранить отчет о результатах первого аудита и в дальнейшем убедиться, что при переезде на новый домен никакие URL-адреса не потерялись.
Помните, что ошибки перенаправления имеют свойство «расползаться» со временем.
Мы редко сталкиваемся с сайтами, где нет ни одной битой ссылки.
При переезде все «ошибки 404» нужно исправить — удалить, заменить, перенаправить.
Помимо автоматического сканирования воспользуйтесь собственными базами, данными Google Analytics и сервисами для анализа ссылочной массы (например, Ahrefs).
Так вы отыщете страницы-сироты, не связанные с остальными страницами сайта. Обязательно обновите веб-ресурс и воссоединитесь с ними в процессе переезда. Если «сироты» не связаны с остальным сайтом, у них гораздо меньше шансов собрать поисковый трафик.
5. Проведите анализ до и после
Сделайте копию данных Google Analytics; вам понадобится эта информация, чтобы оперативно оценить потерю трафика после миграции. Просто экспортируйте данные Google Analytics с вашего нового сайта и выполните параллельное сравнение с аналитикой старого веб-ресурса.
В большинстве случаев потеря трафика ограничивается отдельными страницами, но иногда катастрофа затрагивает весь сайт. Возможно, вы где-то ошиблись.
После смены домена обратите первоочередное внимание на популярные страницы-акцепторы. Потеря трафика по входящим ссылкам — верный признак того, что authority не передается должным образом со старых страниц на новые. Поскольку эти акцепторы вносят наибольший вклад в траст ресурса, данная проблема сильно повлияет на трафик и доходность.
6. Сопоставьте изменения URL-адресов
Составьте таблицу, где сопоставлены все старые и новые URL-адреса.
В идеале при миграции сайта все старые страницы переносятся на новый домен.
Очевидно, что потерявшиеся страницы перестанут собирать трафик для обновленного ресурса. Более того, в некоторых случаях Google может посчитать, что второй сайт отличается от первого, существенно снизив рейтинг «новичка» в поисковой выдаче.
Если у вас нет веских оснований менять структуру URL, желательно оставить ее идентичной. В противном случае перенос сайта — идеальный момент для изменения структуры. Но надо понимать, что поисковики могут рассматривать этот веб-ресурс как совершенно новый, со всеми вытекающими.
Выполняя перенос и изменение структуры одновременно, вебмастер в конечном счете не сможет понять, какие нововведения послужили причиной падения трафика на сайте.
Важным плюсом сохранения структуры является возможность настроить перенаправление с помощью синтаксиса регулярных выражений в файле .htaccess. Данный подход гораздо менее требовательный, длительный и болезненный, чем настройка redirect один за другим.
7. Обновите все внутренние ссылки
Ссылки HTML должны 100% указывать на новый сайт, а не на старый.
Это кажется очевидным, однако вебмастера оставляют ссылки неизменными — все равно они перенаправляются на новый URL. Не поддавайтесь этому искушению. Помимо нагрузки на сервер, что замедляет работу сайта, перенаправления могут уменьшить ваш PageRank.
Идеальный способ переписать ссылки — выполнить операцию поиска и замены в базе данных. Операция должна выполняться так, чтобы URL обновлялся без изменения структуры.
8. Канонизируйте перенесенные страницы
Убедитесь, что при переносе сайта канонизированы именно новые страницы. Канонизация старого ресурса может иметь катастрофические последствия для индексирования вашего проекта ПС.
Мы советуем самостоятельно канонизировать необходимые веб-страницы после миграции. В сочетании с правильной переадресацией вы скажите Google и Яндекс, что новый URL является обновленным домом старого, уже известного ресурса.
9. Разберитесь с дублированным контентом
Различные ошибки в процессе переезда приводят к дублированию контента.
Публикация обеих версий URL создает дублированный контент. Правильная канонизация должна это решить, но не лишним будет прописать правила переадресации в .htaccess, чтобы осталась доступной единственная версия веб-страницы.
Кроме того, IP-адреса должны перенаправляться на URL. Убедитесь, что используется только HTTPS или HTTP, и доступна только версия www или не-www сайта (другие должны перенаправляться).
Если на веб-ресурсе есть функция поиска, страницы результатов не должны индексироваться.
10. Найдите и исправьте все удаленные страницы
Мы упоминали, что следует избегать удаления любых веб-страниц во время переезда.
Если некоторые страницы удалены в рамках ребрендинга сайта, сделайте следующее:
· Сформируйте список всех веб-страниц
· Не перенаправляйте старые страницы на новый веб-сайт
· Удалите все имеющиеся ссылки с этих страниц
· Удалите все страницы со старого сайта и настройте 404
· Если есть подходящий контент на замену, настройте redirect и измените ссылки
· Не перенаправляйте удаленные страницы на домашнюю (мягкая ошибка 404)
11. Настройте пользовательскую страницу 404
Пользовательская ошибка 404, оформленная в стиле нового сайта и выполняющая определенные маркетинговые функции — один из важных элементов для любого бизнес-ресурса.
12. Отправьте файлы Sitemap
Сохраните старый файл Sitemap в консоли вебмастера и добавьте файл для обновленного сайта. Попросите Google обходить старый файл Sitemap и обнаруживать перенаправления — это хороший способ ускорить обработку.
13. Внимательно отслеживайте аналитику
Установите Google Analytics и Яндекс Метрику на новый домен и запустите их, прежде чем открывать сайт для публики. При миграции сайта важно держать руку на пульте и следить за изменениями.
14. Перенаправьте все измененные URL
Идеальный способ настроить переадресацию — использовать regex, или регулярные выражения в файле .htaccess старого сайта. При помощи специальных метасимволов можно быстро обработать огромное количество адресов по шаблону (например, при замене HTTP на HTTPS).
Для страниц, где regex невозможен, необходимо настроить индивидуальную переадресацию. Убедитесь, что это не создает конфликтов с регулярными выражениями!
Протестируйте внесенные изменения, чтобы они не приводили к ошибкам 404.
15. Контролируйте старый домен
Если переезд сайта не завершился продажей старого домена, мы настоятельно рекомендуем контролировать его. В идеале он должен перенаправляться на новый домен, страница за страницей. Если что-то пойдет не так, заработанные вами входящие ссылки будут утеряны.
Некоторые SEO специалисты утверждают, что можно отказаться от контроля над старым доменом, как только Google и Яндекс перестанут индексировать его.
16. Отслеживайте трафик и ранжирование
Внимательно следите за поисковым и реферальным трафиком, проверяя статистику ежедневно в течение как минимум недели после миграции. При наличии существенных сдвигов проверьте проблемные веб-страницы на предмет ошибок сканирования и перенаправления.
Не менее важно следить за основными страницами-акцепторами — кормильцами сайта.
Традиционно такие страницы играют ведущую роль в ранжировании веб-ресурса, и любые негативные изменения здесь тут же распространяются на рейтинг всего сайта.
Для отслеживания ранжирования используйте специальные программы для SEO аудита (мы рекомендуем SEMrush). Иногда такой анализ позволяет выявить проблему и действовать на опережение — до того, как снижение трафика станет заметным.
17. Отмечайте важные даты
Нет, речь пока не о праздновании успешного переезда на новый домен.
При помощи аннотаций Google Analytics отмечайте в прямом смысле критические моменты при миграции сайта. В дальнейшем по этим датам можно легко отыскать причины ошибок.
18. Правильно настройте инструменты вебмастера
Для корректного отображения обновленного веб-ресурса в Google Search Console не забудьте настроить new property, отправить новый Sitemap и воспользоваться функцией fetch as Google для тестирования доступности всех страниц. Перед этим чрезвычайно важно выполнить остальные указания нашего чеклиста и убедиться в отсутствии структурных ошибок.
19. Обновите рекламные кампании
После переезда не забудьте обновить рекламные РРС кампании для обновленного сайта. Нужно ли говорить, что сохранение неправильных настроек обернется для вас убытками?
20. Обновите все остальные платформы
Обновите все профили в социальных сетях, а также внесите соответствующие изменения в остальные свои ресурсы и платформы, ссылающиеся на мигрирующий сайт.
21. Обратитесь к донорам ссылок
Разумеется, если на сайт ссылаются тысячи сторонних ресурсов, то отписываться каждому затруднительно и нецелесообразно (хотя есть ПО для автоматизации этой работы). Выделите несколько важнейших сайтов-доноров ссылок и сообщите вебмастерам о переезде.
22. Следите за количеством проиндексированных страниц
Google и Яндекс не будут индексировать все страницы сразу. Наберитесь терпения.
Если же в итоге количество проиндексированных страниц не совпадает со старым, что-то определенно пошло наперекосяк. Вернитесь выше и перепроверьте себя.
23. Просканируйте новый сайт
Убедитесь, что на новом домене отсутствуют ошибки с любыми кодами 5хх, 4хх или 3хх.
Все 100% новых URL должны указывать непосредственно на рабочую веб-страницу. Наиболее серьезные проблемы сулят ошибки 404 и 501 — их следует устранить в аварийном порядке!
Менее опасным нарушителем спокойствия является ошибка 301, оставшаяся на старом домене. Хотя это ссылка на новый сайт, из-за технических нюансов нежелательно оставлять проблему на самотек.
24. Просканируйте старые URL
Используйте Screaming Frog SEO Spider или аналогичное ПО для сканирования старых URL. Обязательно проверьте список, который вы составили перед миграцией сайта.
Убедитесь, что все старые URL перенаправлены на новый сайт, а ошибки 404 отсутствуют. Перенаправление на 404 — это крайне неприятный пользовательский опыт и другие нехорошие эффекты с точки зрения SEO.
Послесловие
Переезд веб-сайта — хлопотный и рискованный процесс, который почти наверняка приведет к временной потере трафика. Смена домена должна быть действительно оправданной и грамотно подготовленной. Будьте внимательны и дорожите своими клиентами!