«Василий приземлился на странице, почитал, но не увидел нужной информации. Он пролистал дальше — тот же результат. Пролистав еще, Вася начал терять терпение и хотел было выйти обратно в поиск. Но вот оно — в самом низу веб-страницы расположился подвал с нужной ссылкой! И кучей другой полезной инфы» - такое происходит 1000 раз в день.
Разработка футера сайта — это история о том, как помочь пользователю и достичь целей бизнеса.
Зачем нужен подвал сайта?
Вы снова удивитесь, но видимость футеров считается очень высокой.
На основании данных 25 миллионов веб-просмотров эксперты Chartbeat составили диаграмму удаленности пользователя от заголовка веб-страницы. Оказалось, не бывает слишком длинных страниц и слишком удаленных колонтитулов!
Если интересно, как далеко продвигаются посетители на вашем сайте, воспользуйтесь платными программами для определения «глубины прокрутки» страниц. Например, Lucky Orange или ClickTale.
26 советов по разработке подвала сайта
Каким должен быть нижний колонтитул сайта? Найдите парочку интересных идей для своего проекта:
1. Знак авторского права
Если вы намерены сделать очень скромный колонтитул, то это может быть именно копирайт и год.
Это слабая защита против плагиата, но внушает определенное доверие.
Кстати, крошечный программный код позволит автоматически обновлять годы.
2. Карта сайта
Это наиболее распространенный элемент, который используют в подвале многие крупные веб-сайты.
Ссылку на карту сайта можно найти внизу домашней страницы у Intel, Apple и других уважаемых компаний.
Рядовые посетители редко ее кликают, но, как и XML sitemap, ссылка может помочь поисковикам.
3. Политика конфиденциальности
Это второй по популярности элемент футеров. Обычно «Политика конфиденциальности» ссылается на страницы, которая объясняет аспекты сбора информации сайтом, хранения и использования данных пользователя.
4. Пользовательское соглашение
Правила использования Сайта несколько отличаются от предыдущего пункта. Они объясняют посетителю, с чем он соглашается при работе с материалами данного ресурса. Подобные ссылки — крайне желательный элемент нижнего колонтитула веб-сайтов, относящихся к строго регулируемой индустрии (например, финансы).
5. Контактные данные компании
Посетители ожидают найти контактную информацию в правом верхнем углу шапки сайта. Это стандарт веб-дизайна.
Второй популярный вариант — размещать ссылку «Контакты» в нижнем правом углу (или в центре) футера.
Это должна быть ссылка на страницу с подробными контактными данными, а не просто адрес электронной почты.
Есть множество причин публиковать контактную форму:
• Подача формы соответствующим образом отслеживается в аналитике
• Посетитель может не находиться на компьютере, где его электронная почта недоступна
• Формы могут вести на страницы благодарности, где есть дополнительный призыв к действию
• Формы могут задавать вопросы и направлять заявки конкретным сотрудникам
• Формы отправляют посетителям автоматические ответы, больше СТА и информации
• Формы могут сохранять сообщения в базу данных для дальнейшей обработки
• Формы могут подключаться к системам автоматизации маркетинга
• Ссылки на электронную почту — это спам-магниты
Поэтому настоятельно рекомендуем вам убрать ссылку на email из нижнего колонтитула!
По правде говоря, мы не советуем размещать электронную почту вообще где-либо на видном месте сайта.
6. Физический адрес и ссылка на карту
Информация о местонахождении — это то, что посетители ожидают увидеть в подвале сайта.
Мы неоднократно говорили, что важно вызывать доверие людей, демонстрируя им реальные контактные данные.
Если ваш бизнес ориентирован на местных покупателей (ресторан, автосервис, offline магазин), ссылка на карту впишется в дизайн нижнего колонтитула. Это также указывает Google, куда стоит направлять пользователей при локальном поиске.
Правильно разработанная ссылка на карту превращается в удобную кнопку размером с отпечаток пальца, и будет легко приводить мобильных пользователей прямо к дверям вашего магазина или ресторана.
7. Номер телефона и факса
Подобно физическому адресу, номер телефона и код города помогает Google оптимизировать результаты выдачи для локального поиска. Как и кнопка карты, кликабельный телефонный номер сделает подвал сайта удобным для благодарных мобильных пользователей. Звоните прямо сейчас!
8. Навигация по сайту
Подсказки по навигации — та самая спасительная соломка, которую вы должны подстелить посетителю в подвале сайта. Пользователь, который пролистал так далеко, наверняка не обнаружил нужные элементы выше.
Время предложить дополнительные опции. В последние годы на Западе распространился юзабилити-тренд под названием «жирный футер» (fat footer). Это подразумевает существенное расширение опций в колонтитуле.
Внизу страницы может содержаться те же ссылки, что и в выпадающем «мега-меню» под хедером сайта. Но это вовсе не обязательно спасет потерявшегося пользователя. Вспомните — ведь он не нашел нужную инфу в шапке.
9. Кнопки социальных сетей
Анализ топ-50 маркетинговых сайтов Буржунета показывает, что 72% футеров содержат кнопки социальных сетей.
Мы ведь любим трафик из социальных медиа? Но мы не любим, когда посетители уходят от нас на Facebook, Twitter или YouTube. Когда они уходят, то больше не возвращаются. Вот почему веб-дизайнеры не размещают кнопки в хедере.
Нижний колонтитул — идеальное место, где соблюдаются интересы сторон.
10. Подписка по электронной почте
Вернемся к анализу лучших маркетинговых сайтов западного мира.
Исследования показывают, что 24% из них размещают кнопку подписки по email внизу домашней страницы.
Действительно, подписка наиболее вероятна тогда, когда посетитель перечитал контент и нашел его интересным.
Поэтому в футере данный элемент будет срабатывать гораздо лучше, чем в хедере сайта.
Но не надейтесь на магическую силу контента. Подкрепляйте призыв социальными доказательствами (сколько довольных подписчиков на сайте?) и очевидными выгодами (что получит подписчик в обмен на электронную почту?).
Одинокий скучный email address box не сулит вам высоких конверсий…
11. Форма авторизации
Не все посетители — просто читатели. Среди них могут быть сотрудники фирмы, партнеры, поставщики и покупатели.
Ссылка на форму авторизации может стать уместным элементом в дизайне футера. Эти посетители часто возвращаются на сайт, однако нам незачем тратить драгоценную маркетинговую площадь хедера ради очередной формы входа.
12. Кнопка для прессы
Еще один специализированный элемент для страниц крупных сайтов — это кнопка для прессы. На самом деле, менее 1% пользователей являются журналистами или редакторами, поэтому тратить ли место на данный элемент, решать вашему отделу маркетинга и PR. Если вы доросли до кнопки Press, у компании наверняка есть такой отдел.
13. Строка поиска по сайту
Если они не нашли строку поиска в хедере или боковой панели, используйте ее при оформлении нижнего колонтитула. Поисковые инструменты — это спасательный круг для утопающих посетителей, который должен быть хорошо заметным на фоне остальных кнопок вашего жирного футера.
14. Фотографии
При желании красиво оформить подвал сайта, разместите там фотографии сотрудников, офиса или клиентов.
Это замечательная возможность сделать имидж компании более «человечным».
15. Галерея фотографий
Почему не сделать полный педикюр? Вместо одного изображения разместите целую галерею довольных лиц!
16. Брендинг
Визуальные образы при оформлении футера — еще один шанс укрепить бренд.
Это подходящее место для использования логотипа, социальных доказательств, сертификатов и т. д.
17. Миссия и ценности компании
Логотипы — это хорошо, но почему не рассказать посетителям о миссии и ценностях вашего бизнеса? Если в шапке эта информация не всегда уместна, то нижний колонтитул отлично подойдет. Такой подход использует американский сайт BGA (Better Government Association), подробно излагая свою миссию в нижней правой части главной страницы.
18. Ключевые слова для SEO оптимизации
Текст в нижнем колонтитуле – это ключи на каждой странице. Таким образом, это отличное место, чтобы указать вашу релевантность Google. Если вы включили свою миссию, ценности или общие сведения о компании, используйте это как дополнительную возможность ранжирования. Особенно в локальном поиске.
Внимание: футер сайта был объектом злоупотребления нерадивых SEO оптимизаторов в течение многих лет. Вероятно, поэтому нынешние поисковые алгоритмы Google не добавляют большого веса за ключи в нижних колонтитулах.
Так что не переусердствуйте. Просто используйте фразу один раз (как текст, а не ссылку), и двигайтесь дальше.
19. Награды, дипломы и сертификаты
Некоторые сферы бизнеса, такие как медицина и финансы, основываются целиком на доверии клиентов.
Если вы готовите дизайн подвала сайта для сайта частной клиники, юридической консультации, страховой компании или подобного бизнеса, не забудьте разместить внизу страницы многочисленные награды и регалии!
Это одна из самых эффективных форм социального доказательства. Престижные награды максимально усиливают впечатление от бренда, именуемое в маркетинге гало-эффектом (эффект нимба).
Совет маркетологов: комбинируйте все символы доверия в так называемый «блок доверия».
20. Членство в ассоциациях
Возвращаясь к разработке сайта частной клиники или юридической конторы. В этих сферах бизнеса гало-эффект усиливает членство компании в различных престижных обществах, союзах или ассоциациях. Например, если на сайте клиники есть знак JCI – это знак соответствия строгим стандартам и безопасности для иностранных пациентов.
21. Отзывы счастливых клиентов
Позвольте клиентам сказать несколько лестных слов о компании. Тратить для этого драгоценные пиксели в шапке не всегда рационально, но в подвале сайта они будут смотреться отлично. Да еще и с фотографиями!
Важно: при добавлении отзывов помните, что они подкрепляют конкретный призыв, поэтому должны добавляться избирательно, на определенные страницы (не по всему сайту). И еще: худшее место для отзывов — это страница отзывов, которую мало кто просматривает. Не верите? Просмотрите аналитику!
22. Ссылки на свежий контент
Если вы активно занимаетесь контент-маркетингом, попробуйте использовать оформление футера для публикации свежих статей из блога, новостей компании и т. д. Или размещайте там ссылки на избранные статьи или ответы на часто задаваемые вопросы пользователей, которые помогут вашим конверсиям.
23. Предстоящие события
Вы наверняка проводите встречи, акции, раздачи сэмплов. Чтобы привлечь внимание ЦА к предстоящим события, нужно использовать корпоративный веб-сайт на всю катушку. Объявления целесообразно помещать и в нижнем колонтитуле.
Но делайте это только в том случае, если компания ВСЕГДА проводит те или иные мероприятия.
24. Видео контент
Изображения превосходят по силе текст, а видео контент превосходит изображения.
Считается общепризнанным, что видео — это самый эффективный формат контента для электронной коммерции.
Чтобы выжать максимум из дизайна подвала сайта — добавляйте качественные видеоролики.
25. Персональный Jingle Bells
В редких случаях веб-разработчики прибегают к использованию аудио в нижнем колонтитуле.
Милая техника UX: переделать популярную мелодию для оживления страницы!
26. Финальный призыв к действию
Каждая веб-страница в мире электронной коммерции должна содержать призыв к действию.
Нет, СТА не следует оставлять для оформления подвала сайта! Начинать следует гораздо выше.
Но добавить финальный призыв к действию после вышесказанного — отличная идея.
Свежие идеи для дизайна подвала сайта
Под конец приведем несколько вдохновляющий идей для разработки.
Цветовая схема футера
Обратите внимание, как многие из приведенных выше примеров демонстрируют светлый текст на темном фоне.
Реверсирование цветов — хороший способ сообщить посетителям, что они достигли конца прокрутки.
Совет разработчиков: реверсирование цветов в области контента требует осторожности. Это может создать «ложное дно», заставляя посетителей думать, что они достигли подвала и пропустили остальную часть страницы.
Липкий футер
Подобно тому, как элементы навигации могут «прилипать» к верхней части веб-страницы (независимо от прокрутки), нижние колонтитулы могут всегда отображаться внизу экрана. Отличный вариант, если в подвале хранятся важные ссылки. Использование липкого футера оценили такие прогрессивные сайты, как Conversion Sciences (США).
Бесконечная страница... Без нижнего колонтитула!
На каждом веб-сайте есть нижний колонтитул, не так ли?
На самом деле некоторые медиа-сайты не используют их, поскольку их страницы бесконечны. Вечный скроллинг позволяет посетителю переходить от одной статьи к другой — зайдите на РБК или другие популярные информационные агентства.
Резюме
Подытоживая все сказанное, какой должна быть разработка футера?
Ответ прост: ориентированной на пользователя.
Вы должны понять, почему люди добираются до конца прокрутки:
• Не находят нужных ссылок на странице
• Ищут онлайн-консультанта или какую-то подсказку
• Не могут сориентироваться в разделах сайта и др.
Поместите в подвал то, что ищет пользователь, и позитивный опыт гарантирован.