Новый термин, введенный Доном Норманом из Apple в 1995 году, быстро расширился масштабов до всесильной индустрии.
По определению самого Нормана, UX дизайн охватывает все аспекты личного опыта, возникающего при взаимодействии с системой, включая графику, интерфейс, физическое взаимодействие и др.
Но с растущей скоростью технического прогресса это понятие разрослось, охватив многие аспекты развития бизнеса, и до сих пор расширяется.
Среди последних достижений в индустрии отметились Big Data, голосовой интерфейс, виртуальная реальность и искусственный интеллект (ИИ) — эти технологии работают на комфорт пользователя.
Давайте на минутку задумаемся о смысле, который вкладывает бизнес в это понятие.
UX дизайн можно определить как восприятие и ответы, возникающие в результате использования или предполагаемого использования продукта, системы или службы.
Он направлен на то, чтобы сделать опыт работы с продуктом максимально привлекательным для удержания и привлечения максимально возможного количества потребителей.
Когда посетитель приземлился на веб-сайт, задача UX — отправить его с домашней страницы на покупку продукта или выполнение целевого действия. Иначе говоря, конвертировать.
Как соотносится UI и UX?
Пользовательский интерфейс (UI) нужен для оформления сайта или приложения, и направлен на разработку визуально приятного, функционального инструмента взаимодействия.
Пользовательский опыт (UX) направлен на улучшение общего впечатления от продукта.
UI является частью UX — последний охватывает более широкие аспекты.
UX дизайн может использоваться как показатель качества продуктов, причем низкая оценка зачастую становится причиной закрытия дорогостоящих IT проектов.
Без соблюдения принципов и этапов UX невозможен успех и в веб-разработке.
Кто такой UX-дизайнер?
Люди не будут посещать сайты и пользоваться услугами, которые кажутся им неудобными. Чтобы получить конкурентное преимущество, нужно иметь правильное представление о дизайне пользовательского интерфейса.
Все больше и больше стартапов и известных компаний выделяют огромные бюджеты на UX.
Интересный факт: Amazon в течение первого года инвестировала в 100 раз больше в UX, чем в рекламу.
Сегодня только в Соединенных Штатах открыто более 150 000 вакансий UX-дизайнера.
Эти специалисты входят в топ-25 самых высокооплачиваемых профессионалов на американском рынке.
Заработная плата UX-дизайнеров в мире составляет $60 тысяч в год, в США — более $100 тысяч.
Популярность профессии обусловлена тем, что для динамичного высококонкурентного рынка IT пользовательский опыт стал залогом развития любой компании.
Профессиональные требования к UX-дизайнеру
Эмпатия
Это важная черта, которая помогает встать на место другого человека и понять, почему он ведет себя определенным образом.
Вживаясь в роль пользователя, UX-дизайнер четко осознает, как люди воспринимают ваш продукт.
Они должны заботиться о людях и следить за тем, чтобы клиентам не приходилось мучительно долго искать нужную кнопку, ожидать загрузку и т. д.
Любопытство
Чтобы стать хорошим UX-дизайнером, нужно любопытство и широкий кругозор.
Экспертам приходится заглянуть в головы пользователей, дабы понять, что и как им хочется.
Помимо надлежащего знания человеческой психологии, необходимо также следить за последними техническими нововведениями, происходящими во всех сферах жизни.
Специалист должен понимать, как обстоят дела в отрасли, и почему они обстоят именно так.
Нужно иметь представление о последних нововведениях, а также следить за тем, как пользователи взаимодействуют с продуктом. Эти знания дизайнер пропускает через себя.
Кроме того, нужно иметь представление об инновациях, которые взяли на вооружение конкуренты.
Ясность выражения
Среди требований к UX-дизайнеру ясность выражения – на первом месте.
Эта черта также весьма существенна в командной работе над продуктом.
Не каждый умеет легко и просто объяснить мудреные концепции коллегам из другого цеха!
Процесс разработки UX-дизайна
Создание UX дизайна – довольно сложная тема сама по себе.
Здесь переплетаются различные факторы, которые приходится учитывать на разных этапах проекта.
Каждая компания создает UX дизайн по-разному, в соответствии с их потребностями.
Общее направление, процесс разработки, остается одинаковым:
1. Исследование пользователей
2. Разработка дизайна
3. Тестирование
Чтобы обеспечить максимальную отдачу от ваших инвестиций, нужно правильно подготовить и выполнить перечисленные этапы, будучи готовым в любой момент вносить изменения в проект.
UX дизайн — непрерывный процесс, который никогда не заканчивается. Возьмите пишущие машинки — их дизайн изменился до неузнаваемости с момента появления «Ундервуда» в 1896 до «Ятрани» в 1975.
В сфере IT изменения происходят стремительно, и всего за год дизайн может безнадежно устареть.
Исследование пользователей в UX
Поскольку продукты разрабатываются для пользователей, а не для команды разработчиков — начинать разработку UX дизайна следует с этой самой целевой аудитории. Что думает ЦА по этому поводу?
Веб-сайты и приложения, разработанные с позиции дизайнера, могут выглядеть круто, но в практическом отношении нередко оказываются ночным кошмаром для рядового пользователя.
Подобно телефону, где нужно набирать номер в кодировке ASCII вместо нормальных цифр. Хотя это может показаться интересным и забавным для разработчиков, рядовой юзер даже не поймет этой аббревиатуры.
В большинстве случаев то, что, по мнению компаний, будет работать на их проект, может в действительности работать их пользователей. Это, в свою очередь, приводит к меньшей отдаче и провалу продукта.
Поэтому исследование пользователей — обязательное условие успеха в UX дизайне.
Хорошее исследование помогает предоставить хороший пользовательский интерфейс, максимально соответствующий целям, потребностям, вкусам и привычкам целевой аудитории.
После проведения пользовательских исследований вы можете столкнуться с разными типами потенциальных клиентов, то есть с необходимостью предоставлять различный пользовательский опыт.
Например, вашим сайтом хочет воспользоваться человек со слабым зрением.
Вы не можете использовать традиционный мелкий шрифт, и дизайн придется адаптировать.
Конечная цель — предоставить наилучший пользовательский опыт каждому.
Как провести исследование пользователей?
Существуют различные способы проведения таких исследований.
Это интервью, онлайн-опросы, пользовательское тестирование и многие другие подобные методы.
Какой из методов предпочесть? Опытные UX-дизайнеры утверждают, что лучше наблюдать за поведением человека, чем спрашивать его мнение по вопросу. Это гораздо объективнее.
Опрос пользователей
Опрос — это старейшая форма проведения исследований.
В эпоху развития Интернета опросы широко применяют для сбора данных о социальной и финансовой жизни потенциальных клиентов. Онлайн-опрос позволяет получать большие информативные выборки.
Интервью
Интервью – лучший метод исследования пользователей, который помогает понять их опыт.
Что пользователям нравится или не нравится в вашем продукте?
Какие изменения стоит внести в сайт или приложение?
Любые проблемы, если они встречаются, можно сразу принять в работу.
В интервью пользователи не ограничены предоставленными вариантами и, следовательно, могут свободно освещать любые вопросы и давать любые рекомендации.
Сейчас интервью можно проводить онлайн, а также с помощью видеовызовов.
Это поможет охватить большое количество людей и поможет сэкономить время и деньги.
Пользовательское тестирование
Это один из лучших способов, чтобы обновить свой продукт или добавить некоторые функции.
Пользовательское тестирование поможет понять, как и почему юзеры страдают над интерфейсом, позволит очертить реальные проблемы и внести окончательные изменения перед выпуском продукта.
Тестирование популярно при разработке программного обеспечения – данный метод активно применяют Microsoft, Apple, Google и другие крупнейшие корпорации при доведении своего ПО.
Разработка UX дизайна
Это понятие зачастую воспринимается не совсем правильно: дело не столько в визуальной эстетике программного продукта, сколько в общем опыте человека от взаимодействия с ним.
Когда на рынке появляется очередное приложение (или сайт), пользователи склонны следовать некоей устоявшейся процедуре использования, отталкиваясь от предыдущего опыта.
В данном случае и UX-дизайнеры должны отталкиваться от предыдущего опыта типичного пользователя, стараясь сделать знакомство с новинкой простым и приятным.
Стив Джобс на презентации iPhone в 2007 году сказал: «Вам больше не нужен стилус», тем самым позволяя пользователям использовать пальцы. Помимо визуальной привлекательности, продукт должен быть в состоянии решить насущные проблемы пользователей.
В этом случае возникает необходимость в разработке прототипа, постепенного доведения продукта и последующего тестирования. Прототипы должны становиться как можно ближе к финальной версии.
Прототипирование — предварительная реализация базового функционала — это очень важный этап.
Прототипы помогают определить возможности продукта, проблемы, возникающие в дизайне, собрать фидбек пользователей, вносить любые изменения и усовершенствования.
Любые недоработки, если таковые встречаются, могут быть оперативно и относительно дешево исправлены по сравнению с внесением изменений в окончательную версию.
Чем качественнее проведено прототипирование, тем меньше рекламаций от конечного потребителя.
Personas в UX дизайне
Один из приемов в UX проектировании — это создание персонажа (personas) пользователя.
Personas помогает вам понять мышление потенциальных клиентов.
Дизайнеры на основании предположений, моделирования ситуаций реального мира могут предугадывать поведение, потребности, цели, отношение пользователя к продукту и другие аспекты.
Однако данный метод требует от специалистов моделировать достаточное количество пользовательских персонажей, чтобы взглянуть на проект с разных точек зрения.
Для достижения оптимальных результатов personas получают имя, работу, роль в компании, семью.
Хороший персонаж отражает закономерности, наблюдаемые в исследованиях, и фокусируется на текущем состоянии, а не на будущем. Необходимо предоставить персонажу реалистичную и сложную цель.
Как вы понимаете, моделирование personas требует опыта и колоссальных профессиональных знаний.
Зато результатом станет продукт, который учитывает все аспекты повседневной жизни клиентов.

Тестирование дизайна
Итак, опросы, интервью и моделирование помогли разработать сайт мечты.
Наступает самая ответственная часть — тестирование UX дизайна. Тесты гарантируют, что проблемы обнаружатся на ранних этапах самими разработчиками, а не возмущенными пользователями.
Тестирование может отличаться в зависимости от продукта и целевой аудитории. Необходимо выбрать подходящие объекты для тестирования, которые соответствуют пользовательской базе.
Например, вы разрабатываете продукт для женской аудитории. Тогда логично набрать тестеров из представительниц слабого пола, максимально приближенных к вашей клиентуре. Пользовательская база изменяется в зависимости от возраста, местоположения, уровня доходов, профессии и т. д.
Один из самых эффективных приемов для оптимизации сайта — А/В тестирование.
Резюме
Грамотный UX дизайн дает шанс сделать потребителей счастливыми, а вас успешными. Поручим проект хорошему UX-дизайнеру, вы можете быть 100% уверены — инвестиции многократно окупятся.